Реклама

Баннер

Исполнение и контроль бюджета, как этап эффективного бюджетирования

Печать

Важную роль в успешном исполнении бюджета играет финансовая дирекция. На нее возлагаются функции координации процесса и контроля  финансово-экономического состояния организации. Но еще более важная роль в исполнении бюджетов выпадает на подразделения компании, ведь без их непосредственного участия бюджетирование невозможно в принципе.

Однако именно пассивность генерального или финансового директора в бюджетировании способна нивелировать приоритетность качественного исполнения и снизить ответственность за отступление от первоначального плана бюджетов. Зачастую, при исполнении бюджета  процессом интересуются только финансовый отдел, а те, кто непосредственно призван нести за него ответственность, спокойно ждут указаний «сверху».

Контроль исполнения бюджета

Жизненно необходимо, чтобы все отделы, бизнес-направления, филиалы, активно участвовали в процессе бюджетирования. А это возможно только при отлаженной системе контроля и финансовой ответственности. Самым действенным методом является материальная мотивация руководителей подразделений на четкое исполнение бюджетных регламентов. К примеру, руководитель отдела доставки, контролирует транспортные затраты, избегает перерасходов. Директор отдела продаж, отвечает за исполнение плана по продажам и так далее. Мотивация может заключаться в дополнительных премиях или, наоборот, в лишениях оных.

В российском бизнесе очень часто встречается проблема изменения неполномочными сотрудниками тех или иных данных в уже утвержденном  и действующем бюджете. Мол, не хватает денег, значит надо увеличивать бюджет. Эта проблема легко решается внедрением в структуру компании  автоматизированных систем бюджетирования, которые позволяют блокировать доступ к уже утвержденным суммам статей бюджета.

Управленческий учет

Важной частью системы контроля над исполнением бюджета является управленческий учет плановых и фактических данных. На практике применяются два способа учета: по показателям и по плану счетов.
Учет по плану счетов, основанный на принципе двойной записи, осуществляется при помощи специальных программных продуктов. В таком случае, план счетов станет единственным инструментом учета, консолидирующим в себе все данные по разделам финансово-экономической деятельности, так как сможет выполнить функции учетного инструмента  и одновременно хранилища всех данных.

Учет по показателям реализуется при использовании простых электронных таблиц офисных программ, например Excel. Этот вариант не самый лучший, так как ручная обработка полученных данных предполагает возможные ошибки в итоговых результатах. Такая ненадежность информации усложняет принятие правильных и взвешенных управленческих решений.

После того, как система контроля и учета данных сформирована, следует обратить внимание на анализ итоговых результатов и наладить методику активного реагирования на аналитические выкладки.

Статистика