Реклама

Баннер

Ошибки бюджетирования

Печать

Система бюджетного управления

Система бюджетированного управления (СБУ) - это довольно сложный механизм, который в настоящее время осваивают все современные компании и организации. Для практически любой организации бюджет – это инструмент, используемый для эффективного управления организацией. Многие современные компании столкнулись с проблемой развития и внедрения бюджетного управления. Поэтому эту проблему надо изучать изнутри, так как даже очень опытные сотрудники компаний довольно часто совершают ошибки при построении СБУ.

Самая сложная задача – это максимально эффективно настроить саму систему бюджетирования. Это возможно сделать, осознав, что представляет система сама собой, какое она имеет назначение. И правильный подход поможет решить все проблемы, связанные с управлением бюджета.

Типовые ошибки при построении системы бюджетирования

Основные ошибки, совершенные организациями при бюджетировании делятся на управленческие, методологические и концептуальные.

Для управления эффективным бюджетирование необходимо знать правила управления. Для этого надо разработать некоторые правила, которых стоит придерживаться в ходе управления. В эти правила входят регламент разработки бюджета, текущего управления и улучшения самого процесса бюджетирования. Эти регламенты помогут руководству следовать логическому и последовательному управлению. Регламент имеет правильный формат, в состав которого входят описание, назначение, сроки предоставления всей информации, перечисление структур организации, этапы и сроки выполнения этих регламентов, и все ответственные лица. На этом этапе надо ответить, что сроки предоставления бюджета имеют очень большое значение. Они должны быть максимум обдуманными и оптимальными. Например, годовой бюджет должен разрабатываться на данных, не позднее последнего месяца. Иначе, эти данные будут некорректны.

В хорошо развитой компании существуют бюджетные комитеты, которые ведут весь процесс бюджетирования. В его функции входит: тактические планы, преобразование, обсуждение и утверждение бюджета, обновление регламентов.

Второй ошибкой является использование некорректных бухгалтерских данных. Бухгалтерскую информацию подчас вообще нельзя использовать, так как она не оперативна и там нет нужных аналитических представлений.

Следующая ошибка – неверное определение Центров Финансовой Ответственности (ЦФО). Ответственные за то или иное подразделение не должны вообще отвечать за ресурсы и результаты, которыми они не управляют и не имеют воздействия.

Не следует часто пересматривать бюджет или оставлять его неизменным долгое время. Поэтому, формируя его, необходимо отмечать, при каких условиях, в какие сроки, бюджет может быть пересмотрен или изменен. Надо уточнить, кто из работников компании имеет полномочия на эти действия. Все работники должны учитывать, что бюджеты нужны для извлечения опыта, а не для наказания за его невыполнение. Некоторые считают, что если бюджет плохой, то ответственность будут нести финансисты. Это совершенно неправильный подход к проблеме. В организации должно постоянно совершенствоваться качество самого процесса бюджетирования. По его окончании, все участники должны проанализировать работу и выявить все достоинства и недостатки бюджета, по необходимости изменять и корректировать его.

Стоит отметить, что самой распространенной ошибкой бюджетирования становится неорганизованный процесс бюджетирования и неэффективное управление этим процессом, когда вся работа по формированию бюджета сваливается на плечи финансово-экономического блока, когда не действуют уже никакие правила и регламенты. Попробуйте себе представить автомобильную трассу без регулировщика, светофоров и правил дорожного движения. В этом случае, доехать до места назначения будет очень сложно без происшествий. Так и в бюджетировании – для достижения максимального эффекта от процесса формирования бюджета должны существовать и исполнятся правила и регламенты общие для всех участников бюджетного процесса.

Статистика