Реклама

Баннер

Составление бюджета как этап эффективного бюджетирования

Печать

После определения метода планирования необходимо решить ряд других важных задач. Стоит продумать предполагаемый горизонт создаваемого бюджета (срок его распространения), детализацию, какие структуры организации должны принять участие в планировании. Очень важно определить конкретных сотрудников, которые буду отвечать за подготовку бюджета. Не менее важно составить перечень бюджетов и разработать их структуру (статьи).

Если предприятие работает по разным направлениям или имеет широкую территориальную структуру, следует создать «регламент планирования», и закрепить в нем единые правила составления бюджетов, и процедуру их планирования. В противном случае возможны ошибки при консолидации данных, и потеря лишнего времени из-за не четкой организованности. При любом варианте конечный результат должен предоставить организации как минимум три бюджета: бюджет расходов и доходов, бюджет по балансу и бюджет движения денежных средств. Подсчитывать деньги следует правильно и до конца. Неполные данные могут негативно отразиться на результате принимаемых решений.

Бюджет расходов и доходов

Этот бюджет должен показывать рентабельность и прибыль деятельности предприятия. Здесь все просто. Разница доходов и расходов определяет прибыль.

На основе этого бюджета можно:
-  выявить значение и степень важности каждого источника доходов;
-  обнаружить статьи расходов, требующие сокращения.

Бюджет движения денежных средств

Этот бюджет призван отражать финансовые потоки организации, которые бывают всего двух направлений: выплаты из компании и поступление денег в компанию. Разница между этими двумя направлениями показывает чистый денежный поток. Многие путают этот бюджет с бюджетом доходов и расходов. Однако они показывают совершенно разные параметры. Прибыль характеризует работу, чистый денежный поток характеризует деньги.

Ведь поступления могут значительно отставать по времени от запланированных доходов, или наоборот опережать. Та же ситуация и с платежами. Следует учитывать и тот факт, что возможны денежные поступления, которые не расцениваются, как доходы. И наоборот, компания может иметь доходы, но не иметь привязанных к ним денежных вливаний. Простой пример, поступления денег за счет взятия займа или кредита – нельзя считать доходами компании. Но с другой стороны, выплаты процентов по такому займу или кредиту, несомненно, относятся к расходам компании.  Еще одним примером необходимости разделения этих двух бюджетов, могут являться различные курсовые разницы, которые приносят организации доход или убыток, но не имеют соответствующих им денежных поступлений.

На основании бюджета движения денежных средств учитываются и анализируются:
- фактические объемы поступлений и выплат;
- конкретные даты  поступлений и платежей;
- денежный оборот за период;
- фактические остатки денег в организации на конкретные даты

Бюджет по балансовому листу

Этот бюджет мало соотносится с бухгалтерским балансом. Его  необходимость в том, чтобы показать изменение стоимости основных активов организации в рамках запланированного бюджетного периода. Бюджет по балансу демонстрирует разницу между бюджетов доходов и расходов и бюджетом движения денежных средств.

После того как все бюджеты подготовлены, наступает следующий, не менее важный этап – это исполнение и контроль бюджета.

Статистика