Реклама

Баннер

Постановка управленческого учета и бюджетирования

Печать

Управленческий учет часто определяют как процесс выявления, анализа, измерения, переработки, накопления и передачи данных о производственной и хозяйственной деятельности организации. Внутри ее эти данные  используются специалистами финансовой службы в управлении  организацией или самостоятельно, или для этой цели привлекают консалтинговые компании. В управленческом учете данные  формируются  не по юридическим лицам, как это установлено в бухгалтерском учете, а по структурным подразделениям фирмы таким как, филиалы, инвестиционные проекты, отделы управляющей компании и другие. В управленческом учете они называются Центрами финансовой ответственности. По данным Центров финансовой ответственности выполняется анализ доходов, расходов и движение денежных средств.

В результате  управленческого учета формируются 3 отчета:

1. Бюджет доходов и расходов (БДР) / Отчет о Прибылях и Убытках

2. Бюджет движения денежных средств (БДДС) / Отчет о Движении денежных средств

3. Прогнозный баланс / Управленческий баланс,

Эти отчеты еще именуют «финансовыми бюджетами». Кроме финансовых бюджетов, в составе  управленческой отчетности дополнительно находятся «операционные» бюджеты. Они являются  вспомогательными бюджетами.

Операционные и финансовые бюджеты связаны между собой формами, в которых  итоговая информация бюджета одного является входной информацией для другого. Следовательно, итоговые данные из бюджетов операционных является входными данными для статей бюджетов финансовых, на которых они строятся.

Эту взаимосвязанную совокупность отчетов (бюджетов) называют «системой бюджетирования». Она является составной частью управленческого учета. И когда рассматривают систему  « бюджетирование и управленческий учет», то понимают, что   «бюджетирование» является составной частью управленческого учета потому, что он содержит набор взаимосвязанных отчетов. Понятие управленческий является  более широким, поскольку наряду с бюджетированием  включает политику управленческого учета, которая  построена на стандартах бухгалтерского учета и план счетов. По ним ведется управленческий учет.

Для чего нужен управленческий учет?

Для  обеспечения собственников и менеджеров организации информацией, которая должна использоваться для решения задач управления внутри фирмы, нужен управленческий  учет.

Используя эти данные,  управленцы принимают решения по повышению  эффективности и производительности текущих операций.

В процессе функционирования управленческого учета

•          генерируется информация по распределению затрат между товарно-материальными запасами и реализованной продукцией;

•          предоставляется  информация, помогающая менеджерам принимать решения более обоснованно;

•          предоставляется  информация, необходимая для планирования, измерения показателей функционирования системы и ее контроля.

Полученная  информация в виде отчетов должна быть правильно интерпретирована  менеджерами без обязательного присутствия финансистов предприятия  в качестве переводчиков.

Основные этапы постановки управленческого учета

Финансовая структура предприятия может  быть описана с использованием следующих  типов центров финансовой ответственности:

•          Разрабатываются  состав, содержание и форматы  управленческой отчетности.

•          Разрабатываются  классификаторы управленческого учета.

•          Разрабатываются  методы  калькулирования себестоимости продукции, учета затрат и управления предприятием.

•          Разрабатывается  управленческий плана счетов и порядок  отражения типовых хозяйственных операций.

•          Разрабатываются  внутренние положения и инструкции, регламентирующие ведение управленческого учета.

•          Проводятся  организационные изменения на предприятии.

Чтобы были достигнуты  положительные результаты при  постановке управленческого учета, рекомендуется выполнить  несколько этапов.

Этап 1. Определение  финансовой  структуры предприятия.

На этом этапе используется методология и принципы построения финансовой структуры с ее центрами ответственности.

Для создания финансовой структуры предприятия необходимо выполнить сбор и обработку данных по управленческой информации и провести ее оценку.

Этап 2. Разработка управленческой отчетности

При разработке усправленческой отчетности принимается во внимание следующее. Для каждого центр ответственности  разрабатывается  набор показателей, который характеризует  регламент сбора данных, их обработку и хранения, с последующей оценкой эффективности деятельности центра.

Для этого создаются  журналы для ведения управленческой отчетности.  В них заносятся все данные о финансово-хозяйственных операциях.

Формы управленческой отчетности их состав и содержание разрабатываются с учетом следующих принципов:

•          оперативности;

•          релевантности

•          адресности

•          аналитичности

•          достаточности

•          понятности;

•          достоверности;

•          сопоставимости

Этап 3. Разработка кодификаторов и  классификаторов  управленческого учета

Классификаторы управленческого учета предназначены для определения и описания различных объектов учета.  Они должны дать возможность участникам управления  однозначной трактовки  процессов организации, планирования, стимулирования и контроля на предприятии.

Этап 4. Разработка  методов определения себестоимости продукции и управленческого учета затрат

На этом этапе используются принципы разработки методов учета затрат. Методы учета затрат в управленческом учете  зависят от полноты включения затрат в себестоимость продукции, объектов учета, и их управленческой интерпретации.

Этап 5. Разработка модели типовых хозяйственных операций и управленческий  плана счетов 

На этом этапе используется  принципа построения управленческого плана счетов. В нем объединены несколько кодификаторов и классификаторов управленческого учета, разработанных на предприятии. Этот план является основой для  регистрации всех хозяйственные операций, производимых предприятием.

Этап 6. Разработка инструкций и внутренних положений

Учитывая, что правила и методы управленческого учета в настоящее время не  регламентированы общепринятыми стандартами и законодательством, то они на каждом предприятии устанавливаются самостоятельно.  В основном  составляются следующие внутренние положения и инструкции, которые определяют  нормы и правила ведения управленческого учета.

Этап 7. Проведение  организационных изменений на предприятии

На этом этапе на предприятии решаются вопросы об организации ведения управленческого учета при внедрении системы. Определяются требования к структурным подразделениям, ответственным за ведение управленческого учета. Они должно удовлетворять нескольким требованиям:  компетентность,  информационная обеспеченность и методологическая подготовленность.

Опробовав систему управленческого учета на работоспособность на практике,  после  выполнения всех этапов внедрения, в нее вводятся доработки по замечаниям.

Обучив сотрудников предприятия работе с этой системой, компания может с успехом пользоваться плодами своего труда.

Статистика