Реклама

Баннер

Достижение целей в бизнесе с помощью системы KPI

Печать

KPI - Key Performance Indicators

Не прилагая определенных, иной раз просто нечеловеческих усилий, поставленной цели достичь невозможно. Но, как ни обидно, далеко не все прилагаемые усилия приводят к ее достижению. Одним из эффективнейших способов, позволяющих выполнить поставленные перед собой в бизнесе задачи, является не так давно разработанная система «ключевых показателей эффективности», часто называемая также система КРI (аббревиатура английских слов Key Performance Indicators).

Желаемые цели в бизнесе можно, в зависимости от планируемого времени достижения желаемого результата, разделить на три категории: стратегические (определяющие само, если так можно выразиться, существование компании); долгосрочные (принятие решений о направлении развития бизнеса, взаимоотношениях с конкурентами, инвестиции, и т.д.); краткосрочные. Вполне очевидно и логично, что для реализации стратегических задач компании приходится достичь не одной долгосрочной цели. Это, в свою очередь, ведет к необходимости достижения множества краткосрочных, оперативных целей.

KPI как основной способ достижения целей

Способы, позволяющие достичь поставленные цели в бизнесе, напрямую связаны с процессом предварительного планирования в бизнес-структуре. Следовательно, и планирование можно точно так же разделить на три группы срочности, - стратегическое, долгосрочное, краткосрочное. Система ключевых показателей эффективности позволяет компании четко обозначить дорогу, ведущую к достижению заранее намеченных целей. Сами показатели здесь выступают в роли своеобразных вешек, отмечающих этапы пройденного пути. В основе системы KPI лежит идея привлечения максимально возможного количества работающего персонала в процесс достижения целей, поставленных перед организацией. Говоря другими словами, если каждый менеджер среднего и высшего звена достигнет какой-то своей, локальной, цели, то в результате достигнет определенной цели и вся организация целиком. Допустим, поставленная перед организацией задача, - увеличение в следующем году прибыли до размеров, например, десять миллионов долларов. Для реализации такой поставленной задачи необходимо разбить общую конечную цель на несколько отдельных этапов-«подцелей».

Очень важно не забывать, что для достижения организацией поставленной перед ней цели в бизнесе следует вовлечь в процесс как можно больше персонала. Если каждый участник, от простого рабочего до самого старшего менеджера высшего звена, будет отвечать за достижение одного или нескольких личных показателей, то все вместе они выполнят задачу, поставленную перед коллективом (ведь организация – это и есть коллектив!). В постановке системы Key Performance Indicators существует множество тонкостей, нюансов. Поэтому в общем случае и рекомендации можно дать лишь общие. Одна из таких рекомендаций – нужно пробовать выстраивать цепочку всех взаимосвязанных показателей, и идти при этом от общего к частному; иначе говоря, пробовать воспользоваться определенной логикой расчета.

Разберем упомянутый выше пример: цель, поставленная перед организацией – это получение в следующем году прибыли в десять миллионов долларов. Для достижения этого радостного для организации события ставится подцель – необходимо повышение уровня продаж продукции до ста миллионов долларов, при этом из них расходовать на все возможные траты не более девяноста миллионов. Для достижения этой подцели можно установить, например, отделу продаж ключевые показатели, характеризующие такие параметры, как объем выручки от реализации готовой продукции и себестоимость этой продукции. Для отдела продаж эта подцель будет уже локальной целью. Менеджерам среднего звена, как следующим в цепочке, можно поставить задачу распределить указанный им объем продаж уже по группам и категориям товаров, направлениям производящихся продаж, - для них эта подцель уже третьего уровня станет локальной целью, и так далее.

Не следует забывать, что учитывающиеся показатели никоим образом не ограничиваются только лишь денежным выражением. Имеется масса дополнительных (а иногда и основных!) количественных показателей, - например, можно увеличивать скорость, с которой обрабатываются заказы, привлекать большее количество клиентов, уменьшать число клиентов, отказавшихся от предоставляемых услуг, и много-много других... Построенная в организации система KPI, в большинстве случаев, получается до такой степени уникальной, что использовать какие-либо готовые шаблоны просто невозможно. Система всегда создается с самого начала, «с нуля», поскольку должна максимально учитывать присущие только данным бизнесу и, главное, организации особенности. Еще следует помнить, что функционально система KPI не ограничена только контролированием процесса достижения цели; она позволяет также поощрять или наказывать, в зависимости от разницы между установленными и достигнутыми показателями, персонал, участвующий в процессе.

Учитывая вышеизложенное, логично утверждать, что достижение поставленных перед организацией целей требует тщательной, доскональной проработки всех имеющихся в компании взаимосвязей, построения логически безупречной цепочки расчетов (учитывающей, кстати, и некоторые психологические аспекты, ведь и персонал, и клиенты – люди!). Кроме того, в течение всего времени достижения цели необходим контроль над исполнением заданных ключевых показателей.

Статистика